Помощь
Нашли ошибку?
X

Ваш Email (необязательно):
Я согласен с Политикой конфиденциальности
Загрузка
Идет отправка сообщения
Сообщение отправлено
Не заполнен текст сообщения!
 

Обзор теорий лидерства

лидерство как феномен Феномен лидерства интересовал не одно поколение мыслителей, ученых, исследователей. И никогда среди них не было единых взглядов на определение, сущность и природу данного феномена. Однако развитие представлений о лидерстве, экспериментальные наработки послужили тому, что в теории лидерства последовательно один за одним сформировались четыре основных подхода к пониманию лидерства. При этом каждый из последующих уже представлял собой более зрелую позицию, основанную на наработках предшественников. Итак, какие теории лидерства существуют? В теории лидерства выделяют четыре подхода:

1) с позиции личностных качеств

2) поведенческий

3) ситуационный

4) лидерство на основе эмоционального интеллекта.

Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.)

Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др. Однако исследования показали, что лидеры различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации (Стогдилл, 1948)

Поведенческий подход

Сторонники поведенческого подхода считали, что эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей. Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы никаких полномочий группе не делегируется. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении ответственность не концентрируется, а распределяется.

Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.

Дуглас МакГрегор разрабатывает теорию Х и теорию У, известную нам также как теория Кнута и пряника . Согласно теории :

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Согласно теории :

1. Труд процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Рэнис Лайкерт и его коллеги из Мичиганского университета разрабатывают модель лидерства, согласно которой существует две ориентации руководителя: либо на работу, либо на человека.

В дальнейшем он выделил 4 стиля лидерства:

1) эксплуататорско-авторитарный (ориентирован на задачу, жесткий и авторитарный лидер)

2) благосклонно-авторитарный (отношения авторитарны, но присутствует также ограниченное участие подчиненных в принятии решений)

3) консультативно-демократический (отношения руководителя и подчиненного в значительной степени доверительны и открыты)

4) основанный на участии (подчинённые принимают участие в принятии решений). По мнению Лайкерта, лидерство, основанное на участии, наиболее эффективно, однако, как показали дальнейшие исследования, не всегда.

лидерство как феномен группового развития Группа ученых университета штата Огайо, развивая идеи МакГрегора и Лайкерта, провели ряд исследований и внесли существенное дополнение. Предыдущее деление руководителей на субъектов, ориентированных только на работу, и только на людей, оказывается неверным! Было выявлено, что руководитель может проявлять различную степень внимания к подчиненному и структурированию проблем. Управленческая решетка Блэйка-Мутона была разработана на основе идей ученых из штата Огайо.

За основу были взяты 2 оси забота о человеке и забота о производстве , различное соотношение координат которых определяло один из 5 стилей руководства:

1. Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

2. Дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

3. Авторитет подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

4. Организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс между эффективностью и хорошим моральным настроем.

5. Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Наиболее эффективным стилем руководства с точки зрения авторов было поведение руководителя в позиции 

Ситуационный подход

Отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации. Другими словами, руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Данный подход оказался наиболее эффективным с точки зрения практики управления. Его представляют четыре ситуационные модели:

ситуационная модель руководства Фидлера

подход Митчела и Хауса путь цель

теория жизненного цикла Херси и Бланшара

модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

Ситуационная модель руководства Фидлера

Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой наилучший стиль поведения руководителя, но руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации. В своей модели Фидлер развивает идеи о лидере, ориентированном на задачу, и лидере, действующем через отношения, но он вводит 3 фактора, влияющие на ситуацию:

1. Отношения руководителя и подчиненных: хорошие (лояльность, доверие, симпатия) и плохие.

2. Структура задачи: структурированная задача (четкость постановки, привычность для подчиненного) и неструктурированная.

3. Должностные полномочия руководителя: сильные (у руководителя много формальной власти, полномочий, может вознаграждать подчиненного) и слабые.

Таким образом, Фидлер выделяет 8 ситуаций, в каждой из которых наиболее эффективен один из стилей лидирования, ориентированный на задачу (т.е. четкое принятие решений, постановка целей, жесткий контроль над подчиненными), или же ориентированный на человеческие отношения (т.е. путем мотивации и поддержки сотрудников). На практике данная модель может эффективно использоваться, например, при расстановке кадров.

Подход путь цель Митчела и Хауса

Согласно данной модели руководитель может влиять на подчиненных в процессе их пути к достижению цели. На разных отрезках пути движения к цели в зависимости от ситуации и потребностей подчинённых лидер применяет один из четырёх стилей руководства.

1. Инструментальный стиль

(аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу) проявляется в том, что подчиненным сообщают, чего от них хотят, дают им конкретные указания, что и как нужно делать, тем самым делая роль руководителя группы понятной всем. Руководитель составляет графики работы, поддерживает определенные стандарты исполнения, просит подчиненных придерживаться правил и процедур. Стиль используется, когда подчиненные готовы выполнить задачу, ждут только указания начать , а также в случаях, в которых характер задачи не вполне однозначен.

2. Стиль поддержки

(аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения) характеризуется заботой руководителя о потребностях и благополучии подчиненных. Руководитель поддерживает приятную атмосферу, заботится об условиях труда, он демократичен и открыт. Даже в мелочах такой руководитель старается сделать труд работников более приятным, общение происходит на равных. Стиль эффективен, когда подчиненные нуждаются в самоуважении и приобщении интересам компании.

3. Стиль, поощряющий участие

, характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений. Сильный акцент делается на консультации. Он эффективен в случае, когда для подчиненных важны цели компании и они стремятся участвовать в процессе управления.

4. Стиль, ориентированный на достижение

, характеризуется постановкой перед подчиненными довольно трудоемкой цели, ожиданием, что они будут работать в полной мере своих возможностей. Руководитель стимулирует подчиненного к постоянному повышению индивидуального результата, одновременно поддерживает уверенность в способности к сверхэффективной работе. Стиль эффективен в том случае, когда подчиненные стремятся к высокому уровню достижений и уверены в том, что способны достичь такого уровня.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона

Модель Врума-Йеттона больше ориентирована не на стиль лидерства, а на принятие решений, при этом она подчеркивает отсутствие универсального способа влияния на подчиненных. Выбор стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

Согласно данной модели, руководитель выбирает один из пяти стилей руководства, ориентируясь на помогающие ему в этом древо решений и 7 вопросов: 5 стилей принятия решений по Вруму-Йеттону:

Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у Вас на данный момент информацию.

Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, Вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль Ваших подчиненных в принятии решений предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла Ваше решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

лидерство как феномен малой группы Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта

Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.

Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.

Навыки и компетенции лидера с высоким эмоциональным интеллектом:

Осознание собственных чувств умение замечать и осознавать свои чувства, тонко дифференцировать их. Управление собственными чувствами умение справиться с разрушительными импульсами и контролировать негативные эмоции гибко приспосабливаться к ситуации, настроить себя на нужный лад на победу, выигрыш и т.д. Осознание чувств другого человека умение проявлять эмпатию (сопереживание чувствам других людей), понимание и быть участливым.

Управление чувствами других людей умение оказывать эмоциональное воздействие в различных ситуациях взаимодействия с подчиненными, влиять и воодушевлять, урегулировать конфликты, создавать команду и укреплять командный дух, укреплять и поддерживать личные взаимоотношения с работниками, помогать другим в самосовершенствовании, инициировать изменения и вести работников в новом направлении.

С точки зрения теории лидерства модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю обратить внимание на развитие и совершенствование всех четырех способностей, связанных с осознанием и управлением эмоциями и чувствами. Данная теория подтверждается целым рядом практических исследований.

Дата: 19.07.2017
Статьи рубрики Работа и образование
Бизнес семинары и тренинги
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 29.07.2017

Сегодня рекламные возможности интернета очень велики. Всемирная сеть позволяет донести информацию об услугах, товарах компании до большего числа потребителей. Интернет как глобальный канал предоставляет возможность большого выбора средств для рекламы, и именно в этом многообразии и заключается сложность работы с ним. Большинство компаний используют интернет для рекламы своих товаров или услуг, но делают это однобоко, т.е. используют какой-то одни вид интернет-рекламы: поисковое продвижение сайта, контекстную рекламу, медийную рекламу, рекламу в социальных сетях и т.д. Такая работа, безусловно, дает результат, но в очень усеченном виде. Интернет и хорош тем, что позволяет сделать комплексную рекламную кампанию при небольших бюджетах. К тому же эффективность при таком подходе возрастает многократно. Комплексный интернет-маркетинг – один из самых эффективных рекламных инструментов, именно он позволяет объединить возможности нескольких видов интернет-рекламы так, чтобы получить максимальную отдачу от каждого из них. За счет чего удается многократно повысить эффективность в комплексном подходе? Все дело в том, что используя различные виды интернет-рекламы мы ...

Выборные технологии: Работа с населением
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2017

 Работа с населением в условиях современной избирательной кампании подразумевает прежде всего чёткое знание технологий контактных акций по завоеванию доверия населения и его мобилизации на момент голосования, а также хорошее знание предыдущей электоральной статистики в избирательном округе, постоянный учёт социологических и аналитических исследований проведенных в округе перед и во время избирательной кампанией. Перед началом избирательной кампании штаб обязан составить для себя примерную электоральную и социальную карты округа, а также паспорт округа, что позволяет уже на этапе выдвижения кандидатов противников выбрать правильную стратегию на предстоящую кампанию (правда, российская практика такова, что зачастую перед началом кампании никакого штаба ещё не существует и всё приходится делать на этапе выдвижения кандидатов). Всегда полезно начать кампанию ещё до её официального объявления. Если основные соперники известны, оценка их электорального веса, а также структуры этого веса может сделать эффективным использование технологий с кандидатами подставами. Работа с населением в ходе кампании Сами методы работы с населением включают в себя всевозможные контактные ...

Обучающий курс по наращиванию ногтей гелем
Раздел справочника:   Красота и здоровье
Дата: 17.11.2019

Наращивание ногтей гелем на формах Шаг 1. Базовая подготовка ногтей: - Обрабатываем руки антисептиком или моем теплой водой с мылом. - Апельсиновой палочкой, или пушером, аккуратно отодвигаем назад кутикулы, снимаем с ногтя птеригий (кожицу, наросшую на ногтевую пластинку). Внимание! К процессу удаления птеригия стоит подойти с самой большой ответственностью! Именно эта кожица, недостаточно тщательно удаленная, является источником 80% отслоек геля после моделирования. - Опиливаем свободный край ногтя до полутора-двух миллиметров. - Снимаем натуральный блеск с ногтей мягкой полировочной пилкой.  - При наращивании на формы нам необходимо оставить небольшой свободный край.  - При опиливании свободного края держим пилку вертикально под наклоном к ладони. Движения должны быть направлены сверху вниз, и ни в коем случае не из стороны в сторону. Это приводит к ломкости и расслаиванию ногтей. При снятии блеска движения делаем от корня к свободному краю ...

Эффективное новое-старое в изучении английского или как прекратить мучить наших детей (часть 2)
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2017

 ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ. Я неоднократно задавал и задаю себе вопрос. Почему за такой огромный школьный период сейчас, при наличии ... просто всего: печатные и электронные пособия, компьютерные технологии, Интернет с его огромной информационной, практической и дидактической базой - английский практически вообще не осваивается в школе? Наверное, правильнее будет сказать - не преподаётся. Никто из младших школьников не скажет сейчас (не будем принимать во внимание некоторых индивидуальностей), в каком виде английский язык конкретно ему потребуется в будущем. Но мы то знаем, что сейчас любому образованному человеку познания английского языка будут очень полезны, а, может быть, и необходимы. Школьников следует как минимум обеспечить необходимыми базовыми знаниями, от которых они смогут в дальнейшем оттолкнуться и двигаться дальше. А если принять во внимание самый маленький (!!!) 7-летний период (5-11 классы), хотя реально он включает 10 лет (2-11 классы)[1], я уверен, можно говорить и об их фундаментальных познаниях в английском языке к периоду окончания школы. В часах это выглядит ...

Объявления из категории «Образование» (посмотреть все объявления)

Допуск к верхолазным работам для Перми

5 000  руб.
Регион: Пермь

Предлагаем получить удостоверение на верхолазные работы для руководителей и работников компаний с 1 по 3 группы. Дистанционно (без личного присутствия работника). Выгодные цены для Перми. Ускоренные сроки выдачи. Документы доставляет Вам персонально курьерской службой. Удостоверение охрана труда на высоте также позволит компаниям создавать свои аттестационные комиссии и проводить внутренние ...
18.05.2018  05:14
Обучение по охране труда для Перми

3 500  руб.
Регион: Пермь

Предлагаем получить удостоверение по охране труда для руководителей и работников компаний. Объем курса - 40 часов. Дистанционно (без личного присутствия работника) для Перми. Выгодные цены для Перми. Ускоренные сроки выдачи. Документы доставляет Вам персонально курьерской службой. Удостоверение также позволит компаниям создавать свои аттестационные комиссии и проводить внутренние инструктажи сотрудников. Звоните ...
18.05.2018  05:13
Курсы повышения квалификации  для для Перми

3 500  руб.
Регион: Пермь

Ищите где быстро и качественно получить удостоверения повышения квалификации для СРО, НОСТРОя, НОПРИЗа? Готовы предоставить для юр. и физ. лиц удостоверения повышения квалификации 72-140 часов следующих направлений: - строительная деятельность - проектная сфера - инженерные изыскания - промышленная безопасность - пожарная безопасность - реставрация - охрана труда на предприятии - программы для руководителей (менеджмент, управление) - экологическая безопасность - ...
18.05.2018  05:11
Купить удостоверение по электробезопасности для Перми

5 500  руб.
Регион: Пермь

Нужна аттестация электробезопасность? Хотите повысить квалификацию либо продлить корочки по электробезопасности? Наша компания, имею большой опыт в данной сфере, готова организовать электробезопасность обучение. Обучение на группу по электробезопасности со 2 по 5 группы, до и свыше 1000В. От Вас - минимальный пакет документов. От нас – отлично выполненная работа. Звоните. ...
18.05.2018  05:08
Промышленная безопасность курсы Пермь

10 000  руб.
Регион: Пермь

- Работник, ответственный за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; - Работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности; - Работник, являющийся специалистом, осуществляющим авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов; - ...
05.02.2017  08:51
Специалист по работе с клиентами

70 000  руб.
Регион: Пермь

Описание компании: Мы - крупнейшая компания по страхованию жизни и здоровья «Ренессанс Жизнь». Помогаем нашим клиентам - таким же людям, как и мы сами - в сложных ситуациях. Мы накопили огромное количество информации: что и почему случается с человеком на протяжении его жизни. Поэтому однажды мы поняли: наша задача ...
04.12.2020  21:25
Менеджер по продажам

70 000  руб.
Регион: Пермь

Описание компании: Мы - крупнейшая компания по страхованию жизни и здоровья «Ренессанс Жизнь». Помогаем нашим клиентам - таким же людям, как и мы сами - в сложных ситуациях. Мы накопили огромное количество информации: что и почему случается с человеком на протяжении его жизни. Поэтому однажды мы поняли: наша задача ...
04.12.2020  21:25
Курьер в Яндекс.Еда

60 000  руб.
Регион: Пермь

Описание компании: Яндекс.Еда - удобный онлайн сервис, позволяющий заказать еду из ресторанов. Обязанности: Доставка заказов из ресторанов (для вашего удобства ограничен радиус доставки) Требования к квалификации: Ответственность; Пунктуальность; Желательно наличие устройства на базе Android (версии 4.2 и выше). Условия работы: Ежедневные выплаты Одна из самых высоких ставок оплаты по городу; Гибкий график работы от 4 до ...
03.12.2020  06:31
Оператор Сall-центра

30 000  руб.
Регион: Пермь

Описание компании: На рынке с 2000 года, основные виды деятельности: 1. Аутсорсинг колл-центров 2. Внедрение колл-центров Общая численность сотрудников - 50 человек Клиенты - энергосбытовые компании, компании группы Лукойл, Газпром, УК/ТСЖ, Правительство г. Москвы Обязанности: Требуются сотрудники в колл-центр. Мы предлагаем работать в нашем офисе или на удаленке. Описание работодателя: Группа компаний ООО "Инфоспанрк", ООО "Дуплекс", ...
01.12.2020  09:20
Менеджер по продажам

40 000  руб.
Регион: Пермь

Описание компании: Biglion - одна из лидирующих интернет-компаний федерального уровня в России (Электронные площадки Biglion и Frendi). Каждый день мы размещаем уникальные и актуальные для аудитории акции, а именно: поход в ресторан, салоны красоты, на курсы иностранных языков, полеты на вертолете или параплане, клубные карты в фитнес-клубы, семинары по make ...
24.11.2020  21:43
Продавец-консультант

55 000  руб.
Регион: Култаево

Описание компании: Розничные и мелкооптовые продажи моторного топлива и автотоваров (АЗС и автомаркет) На рынке более 15 лет Обязанности: продажа моторного топлива и автотоваров консультация клиентов, подбор деталей к автомобилю приемка товара и поддержание порядка в торговом зале кассовые операции Требования к квалификации: Отличное знание устройства автомобиля Образование среднее специальное и выше Способность к быстрому обучению Свободное владение ...
21.11.2020  15:22
Управляющий в сфере ЖКХ

35 000  руб.
Регион: Пермь

Описание компании: ООО «УК «Монолит» основана в октябре 2009г. Миссия нашей компании - повышение качества жизни пермяков через грамотное управление их домами. Для этого компания постоянно пополняет и расширяет необходимую для эффективной работы материальную базу и отстаивает интересы собственников управляемых домов перед ресурсоснабжающими организациями. Обязанности: Обеспечивать содержание вверенного ему жилищного фонда в ...
21.11.2020  08:15